Мы за чистую воду! Школа 22 Екатеринбург

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.05.2020, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Все о воде [5]
Качество воды в Екатеринбурге [11]
Методы очистки воды [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 166
Главная » Статьи » Все о воде

Проблемы законодательного обеспечения экологической безопасности крупных городов

И.В.Барбашин, референт Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, О.В.Павленко, ведущий советник  отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Экологические проблемы городов мира. Доля городского населения в отдельных странах составляет: в Аргентине – 83%, Уругвае – 82%, Австралии – 75%, США – 80%, Японии – 76%, Германии – 90%, Швеции – 83%. Темпы роста населения мира в 1,5-2 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах.

Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анджелес-Сан-Франциско (США), города Рура (Германия), Москва (Россия).

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий.

Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Годовой прирост числа автомобилей во многих развивающихся странах достиг 10%. В городах развивающегося мира транспорт уже дает 70-80% всего объема выбросов, и вклад его в загрязнение окружающей среды постоянно растет.

По данным Международного энергетического агентства, во всем мире выбросы двуокиси углерода, главного парникового газа, за период с 1997 по 2010 г. увеличатся на 60%, несмотря на те меры по сохранению климата, которые принимаются в последние годы, включая даже использование автомобилей на водородных топливных элементах.

В крупных городах наблюдается более активная конденсация влаги, что приводит к увеличению осадков на 5-10%. Снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра препятствует самоочищению атмосферы.

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м1 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Подземные воды под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а, кроме того, загрязнены на значительную глубину.

Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.

Экологические проблемы крупных городов Российской Федерации. По данным последней Переписи населения 2002 года 73% россиян – городские жители, а 27% - сельские2. Таким же было это соотношение по данным предыдущей Переписи населения 1989 года.

В то же время, за межпереписной период, с 1989 по 2002 годы, численность городского населения сократилась со 108 до 106 млн. человек, а сельского - с 39,1 до 38,7 млн. человек.

Общая стабилизация доли городского и сельского населения скрывает тенденции развития нового этапа урбанизации в России – концентрации городского населения в крупнейших городах.

Трудно дать однозначную социальную оценку концентрации населения в крупнейших городах, поскольку она происходит за счет сокращения численности населения малых городов и сел, образования центров экономического роста и депрессивной периферии.

По данным последней Переписи населения 1/3 жителей России сосредоточена в крупнейших городах – «миллионерах» (13 городов): в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. Москва входит в число 20 самых крупных городов мира.

Рост современных городов России, увеличение их численности и территории влекут за собой множество экологических проблем, важнейшими из которых являются:

· ухудшение состояния воздушной среды;

· деградация водных ресурсов;

· сокращение сельскохозяйственных угодий;

· утрата и сокращение мест отдыха;

· возникновение и воздействие на организм человека электромагнитных полей и излучений;

· изменение микроклиматической обстановки;

· формирование антропогенных зооценозов (крысы, мыши, бродячие собаки и др.).

· осложнение санитаpно-гигиенической и эпидемиологической обстановки;

· возникновение и усиление социальной напряженности.

Одной из самых серьезных экологических проблем современного города является загрязнение атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе и зеленым насаждениям.

Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздушной среды включает 35 городов с общей численностью населения более 20 млн. чел. Из них 20 городов расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в неблагоприятных климатических условиях. К числу таких городов относятся: Москва (южная часть столицы), Санкт-Петербург, Волгоград, Уссурийск, Барнаул, Братск, Бийск, Волгодонск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Краснотурьинск, Курган, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Невинномысск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новочеркасск, Норильск, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Рязань, Селенгинск, Томск, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Хабаровск, Чита, Шелехов, Южно-Сахалинск.

В 207 городах страны с населением 64,5 млн. человек среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышают предельно допустимые концентрации. В 115 городах с населением 50 млн. человек уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как высокий и очень высокий.

Существенной особенностью крупных городов с населением более 500 тыс. человек является то, что с увеличением территории города и численности его жителей в них неуклонно возрастает дифференциация концентраций загрязнения в различных районах. Наряду с невысокими уровнями концентрации загрязнения в периферийных районах, она резко увеличивается в зонах крупных промышленных предприятий и, в особенности в центральных районах. В последних, несмотря на отсутствие в них крупных промышленных предприятий, как правило, всегда наблюдаются повышенные концентрации загрязнителей атмосферы. Это вызывается как тем, что в этих районах наблюдается интенсивное движение автотранспорта, так и тем, что в центральных районах атмосферный воздух обычно на несколько градусов выше, чем в периферийных, – это приводит к появлению над центрами городов восходящих воздушных потоков, засасывающих загрязненный воздух из промышленных районов, расположенных на ближней периферии.

При анализе процессов загрязнения атмосферы городов весьма существенно различие между загрязнениями, производимыми стационарными и мобильными источниками. Как правило, с увеличением размера города доля мобильных источников загрязнения (в основном автотранспорта) в общем загрязнении атмосферы возрастает, достигая 60-70%.

Стационарные источники выбрасывают в воздух главным образом сернистый газ, окислы азота, а также некоторое количество угарного газа, фенолов, серной кислоты и других загрязняющих веществ в зависимости от специфики промышленного производства города и состава используемого в нем топлива.

Особенностью стационарных источников является то, что их сбросы в атмосферу, в отличие от мобильных источников, происходят, как правило, на большой высоте, что приводит к тому, что производимые ими загрязнения распространяются на большой территории (в зависимости от высоты труб). Эти зоны, накладываясь друг на друга, образуют области устойчивых загрязнений в промышленных районах города, распространяющихся на высоту до  150 м. и более.

В отличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейна автотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеет локальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимых автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград (например, в закрытых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз.

Вклад транспорта в среднем по России в загрязнение атмосферного воздуха составляет 40–45%, а в крупных городах - до 90%. Около 35 млн. городского населения России проживает в условиях акустического дискомфорта, обусловленного шумовым воздействием транспорта. При этом необходимо отметить, что рост российского автомобильного парка происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от мирового уровня, а также отставания в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети.

Еще одной очень острой проблемой экологии крупных городов является проблема обеспечения населения питьевой водой. Сегодня в России нет дефицита водных ресурсов, на ее территории находятся более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, при этом в нашей стране потребляется только 2% имеющихся запасов питьевой воды.

Основная проблема нашей страны - это качество воды. В последние десятилетия поверхностные и подземные водные источники России подвергаются интенсивному антропогенному загрязнению.

Качество питьевой воды во многом определяет состояние здоровья населения страны. Выявление и устранение возможного неблагоприятного влияния химического состава питьевой воды на людей и животных является важным фактором сохранения их здоровья и безопасности водно-пищевого рациона.

Недостаточность или избыточность биогенных элементов и минеральных веществ в пище и в питьевой воде человека приводит к нарушению обмена в организме белков, жиров и углеводов и развитию различных заболеваний, увеличению числа смертельных исходов и тяжести течения гипертонии, коронарной и ишемической болезни сердца, инсульта, остеомеоляции, нарушения функционального состояния сердечной мышцы и процессов свертывания крови, способствует развитию онкологических заболеваний, снижению иммунной реактивности, репродуктивной функции, что имеет огромное отрицательное влияние на демографическую ситуацию в стране.

Недостаточность поступления биогенных элементов в организм человека отмечается в Постановлении Правительства Российской Федерации «О профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода» от 5 октября 1999 года, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти рекомендовано предусмотреть мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов.3

Взаимосвязь влияния химического состава питьевой воды на состояние здоровья и заболеваемость населения установлена в исследованиях, проводимых в Государственном учреждении Научно-исследовательского института (ГУ НИИ) экологии человека и гигиены окружающей среды Российской академии медицинских наук (РАМН). На основе результатов данных исследований разработан федеральный санитарно-нормативный документ СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации, где был введен критерий физиологической полноценности для воды высшей категории качества.

Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) России и Института питания РАМН, в настоящее время существует значительный дефицит поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами и в частности, с питьевой водой.

Очень плохое качество воды на Южном Урале, Дальнем Востоке, Поволжье, Кемеровском и Московском регионах. Наиболее сильно поверхностные воды загрязнены в бассейнах Волги, Дона, Иртыша, Невы, Северной Двины, Тобола, Томи и ряда других рек.

В России около 80% населения использует воду из поверхностных водных источников. При этом только 1% воды поверхностных источников не требует специальной обработки, а 17% водоемов для питьевого снабжения вообще непригодны. В целом по стране до 30% проб воды поверхностных водоисточников не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и до 25% по бактериологическим показателям. Уровень загрязнения поверхностных вод постоянно растет, и превысил критическую отметку, за которой традиционные технологии очистки перестали справляться со своей функцией.

Использование подземных вод для водоснабжения населения в Российской Федерации существенно отстает от большинства развитых стран и составляет лишь 32% от общего объема водопотребления.

Ухудшение качества воды привело к тому, что во многих регионах питьевая вода не отвечает гигиеническим требованиям как по санитарно-химическим, так по санитарно-биологическим показателям. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около половины населения страны вынуждено использовать недоброкачественную питьевую воду.

Чаще всего низкое качество питьевой воды из централизованных систем водоснабжения связано с повышенным содержанием в ней железа и марганца. Избыток железа природного происхождения характерен для подземных вод в южной и центральной частях России, а также в Сибири. Кроме того, концентрация железа повышается при коррозии стальных и чугунных водопроводных труб. От этого страдает Санкт-Петербург, где коррозии способствует мягкая вода.

По данным Роспотребнадзора около 50 млн. человек, т. е. треть населения страны, пьют воду с повышенным содержанием железа. В Тульской области ПДК по железу нарушены в 3,7 раза, в Томской и Тюменской областях в 30% проб норматив по железу превышен в 5 раз.

В стране насчитывается 10 тыс. коммунальных и 53 тыс. ведомственных водопроводов, которые обеспечивают в основном крупные города и подают 68% водопроводной воды, остальные питаются от подземных источников. От 40% до 70% водоразводящих сетей требуют замены.

На многих водопроводах с водозабором из поверхностных источников (34% - коммунальных и 49% - ведомственных) нет полного комплекса очистных сооружений, а на 18% и 35% соответственно - обеззараживающих установок. Наиболее худшее состояние водопроводов отмечается в городах Саратовской, Астраханской, Архангельской, Омской, Тюменской областей, в Ставропольском, Красноярском и Приморском краях, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Карелии.

Аварийное состояние водопроводов представляет эпидемическую опасность. По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в 2004 году наиболее крупные вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний были связаны с употреблением недоброкачественной водопроводной воды и зарегистрированы среди населения г. Махачкала (Республика Дагестан), с числом пострадавших 402 человека и г. Новомосковска Тульской области, где заболело 466 человек.

Так же в 2004 году возросло число вспышек и количество вовлеченных в групповую заболеваемость вирусным гепатитом А. Из общего числа зарегистрированных вспышек 77,3% носили водный характер и были связаны с неудовлетворительным состоянием систем водоснабжения. Вспышки регистрировались как в небольших населенных пунктах, так и в городах, где не решены вопросы обеспечения населения водой гарантированного качества. Наиболее крупные их них зарегистрированы в Карачаево-Черкесской Республике - станица Зеленчукская, Республике Бурятия – пос. Баргузин, в Псковской области – г. Псков и г. Нижний Новгород. Это, прежде всего, связано с крайней изношенностью водопроводных сетей, использованием в ряде случаев воды из непригодных для питьевых целей водоемов, несвоевременным проведением планово-предупредительных ремонтных работ.

Экологические проблемы Москвы. Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов более детально и конкретно на примере Москвы.

Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8,9 тыс. чел. на 1 кв. км. Более 3,5 млн. москвичей живут в районах с тяжелой экологической обстановкой, а 1 млн. – в районах с катастрофическим уровнем загрязнения.

Состояние воздушного бассейна. Основными источниками загрязнения воздушной среды города Москвы являются: автотранспорт, предприятия энергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, а также черной и цветной металлургии. Рост автомобильного парка города, и, прежде всего, числа личных легковых автомобилей, поддерживает устойчивую тенденцию возрастания загрязнения атмосферного воздуха.

Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы – кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам. Рост автомобильного парка города, и, прежде всего, числа личных легковых автомобилей, поддерживает устойчивую тенденцию возрастания загрязнения.

Экологическая обстановка в столице обострилась за последние годы во многом благодаря высоким темпам строительства. Сейчас плотнее Москвы застроены только Гонконг и Шанхай, только жилищный фонд города увеличился за десятилетие на 20%.

Водоснабжение. Основным источником водоснабжения в Московском регионе служат поверхностные воды. Московский регион имеет густую гидрографическую сеть, включающую более 2-х тысяч рек, речек и ручьев, множество озер и водохранилищ. Несмотря на обилие водных объектов и кажущееся изобилие воды, потребности огромного мегаполиса в воде чрезвычайно велики и все время растут. Уже сейчас проблема количественного и качественного состояния водных ресурсов в московском регионе стоит очень остро. Москва - крупнейший водопотребитель в России. Не случайно крупнейшие водохранилища региона, а также канала имени Москвы ориентированы на водоснабжение города.

Расход воды в Москве на 1 жителя – около 700 л/сутки. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально – более 20% воды уходит неиспользованной.

Сточные воды города на 98% подвергаются биологической очистке, однако, в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Дефицит воды – один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает  25-30 кв. м. на человека (Париж – 6, Лондон – 7,5, Нью-Йорк – 8,6). Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий – 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых.

Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов – на 30-40 км.

Неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на здоровье жителей. Продолжительность жизни в Москве значительно ниже, чем в других мегаполисах: российская столица находится на 71 месте (среди 100 столиц) по продолжительности жизни. С 1987 года средняя продолжительность жизни москвича уменьшилась более чем на десять лет. А выживаемость детей в других мировых столицах в 2-3 раза выше, чем в Москве. При этом от 50 до 70% новорожденных москвичей имеют различные патологии. Основными причинами повышенной смертности населения являются сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи. Причем количество сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой, стремительно растет. Жители востока, юго-востока и северо-востока чаще других страдают от различных заболеваний дыхательных путей (бронхитов, астмы), вызванных загрязненным воздухом. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния.

Экологическая обстановке в Санкт-Петербурге. Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной среды города. Уровень загрязненности атмосферного воздуха Санкт-Петербурга определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта.

Вклад автотранспорта в валовой выброс загрязняющих веществ по городу составляет около 77%. Парк автотранспорта составляет  1 миллион транспортных средств. Основными факторами, влияющими на загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, являются значительный рост автомобильного парка и увеличение объемов международных автоперевозок в Финляндию и Эстонию, медленное развитие транспортной инфраструктуры, недостатки в организации движения, отставание эксплуатационной базы, низкие экологические характеристики производимых в стране автомобилей, несоответствие качества используемого моторного топлива современным требованиям.

Вклад стационарных источников в валовый выброс загрязняющих веществ по городу составляет 25%. Среди стационарных источников основными загрязнителями воздушного бассейна города являются предприятия АО "Ленэнерго". Выброс этих предприятий составляет более 30% от валового выброса от стационарных источников по Санкт-Петербургу, 14% - вклад предприятий жилищно-коммунального хозяйства (котельные теплоэнергетического комплекса), 25% - машиностроения и металлообработки. Системами газоочистки предприятий ежегодно улавливается и обезвреживается более 70% от общего количества отходящих загрязняющих веществ.

Ежегодно на территории Санкт-Петербурга образуется более  5 млн. куб. м. твердых бытовых отходов. Из них примерно 60% образуется в домовладениях, остальная часть - это коммерческие отходы (отходы, образуемые в сфере малого бизнеса, торговли, строительных и промышленных предприятиях и организациях).

Стремительный рост автомобильного парка города привел не только к нарастанию загрязнения атмосферного воздуха, но и к лавинообразному увеличению специфичных отходов от транспортных средств, которые не только захламляют территории селитебных и рекреационных зон, но в ряде случаев служат источниками загрязнения земель и водоемов токсичными веществами. При этом большинство отходов от автотранспортных средств является ценным источником вторичных материальных ресурсов, которые должны подвергаться рециклингу.

Одной из проблем, стоящих перед Санкт-Петербургом, является проблема утилизации осадка сточных вод городских очистных сооружений. Городские сточные воды, направляемые на канализационные сооружения, содержат как правило 70% стоков от селитебной застройки и 30% промышленных стоков. Высокое содержание тяжелых металлов не позволяет использовать органическую часть осадка в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Поэтому осадок очистных сооружений захоранивается на специальных полигонах. Общая площадь полигонов и площадок под размещение осадков очистных сооружений составляет около 180 га, на которых складировано более 3 млн. т. высоковлажного осадка.

В последние годы резко возросла техногенная и рекреационная нагрузка на пригородные и городские природные территории. Происходит сокращение площади зеленых насаждений. Негативное воздействие на зеленые насаждения города оказывает возросшая интенсивность автомобильного движения и применение агрессивных противогололедных реагентов. Благоустройство территорий в районах новостроек часто осуществляется строительными организациями с грубыми нарушениями проектов озеленения. Большинство ведомственных зеленых насаждений характеризует отсутствие единой системы зеленых насаждений. На территории производственных зон, как правило, не осуществляется уход за зелеными насаждениями и участками природного комплекса, в связи с чем они находятся в неудовлетворительном состоянии.

Международный опыт решения экологических проблем городов. Проблема устойчивого развития тесно связана с развитием городов и населенных пунктов. Первая Конференция ООН по населенным пунктам состоялась в Ванкувере (Канада) летом 1976 года через четыре года после Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде. Главные возможности и решения, сформулированные в Ванкуверской декларации, состояли в необходимости реализации эффективной и реалистической политики развития населенных пунктов - от мегаполисов до деревень - на основе учета местных условий, исторического и культурного наследия, с соблюдением прав и потребностей социально наименее защищенных групп населения.

В 1986 году Всемирная организация здравоохранения предложила проект «Здоровые города» (Неаlthy Сities Ргоject), к которому за десять лет присоединились более тысячи городов всего мира.

В 1990 году Европейская комиссия опубликовала Зеленую Книгу, посвященную проблемам городской окружающей среды, где европейские города были названы главными источниками загрязнения, а местные власти были призваны играть решающую роль в поиске путей уменьшения этих загрязнений.

В июне 1990 года в Торонто состоялся международный семинар «Населенные пункты и устойчивое развитие», труды которого были опубликованы в 1992 году под заглавием «Устойчивые города» (Sustаinab1е Сities). В этом издании приведен довольно подробный анализ состояния городской окружающей среды во всех регионах мира в 80-х годах.

Вторая конференция Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II), проведенная в Стамбуле (Турция) в июне 1996 г., явилась поворотным пунктом в международных действиях по устойчивому социальному и экологическому развитию городов. Конференция ООН по населенным пунктам (Хабитат II) подтвердила важные изменения в подходе к развитию населенных пунктов, указала на необходимость руководства процессом урбанизации, нежели предотвращения его. Было также признано, что город является центральным фактором в социально-экономическом развитии. Конференция подтвердила, что более целостная, содержательная политика с привлечением различных групп населения, а также принятая стратегия необходимы для того, чтобы сделать города и общины более безопасными, более здоровыми и более равноправными.

Повестка дня Хабитат, принятая правительствами 171-й страны, явилась документом для руководства мероприятиями в глобальном масштабе с целью превратить это видение в реальность. Выдвинутая на первый план, она подчеркивает, что выгоды экономического роста должны быть справедливо распространены среди всех слоев населения и что выполнение основных требований относительно жилья, занятости и услуг должно основываться на национальном согласии, где благоприятные политические акты признаются и усиливаются мерами местных властей, гражданским сообществом и городскими общинами.

В число 20 ключевых обязательств и стратегий, входящих в состав Повестки дня Хабитат, входят обязательства в сфере контроля за состоянием окружающей среды, которые включают:

· Поощрение географически сбалансированных структур поселений: содействие, когда это необходимо, созданию сбалансированных с географической точки зрения структур населенных пунктов; города, поселки и сельские населенные пункты взаимосвязаны друг с другом вследствие перемещения товаров, ресурсов и людей. Необходимо в полной мере воспользоваться взаимодополняющей ролью сельских и городских районов и связью между ними.

· Управление предложением и спросом на воду: контролирование предложений и спроса на воду с использованием эффективных методов управления, обеспечением основных потребностей развития населенных пунктов с уделением должного внимания несущим способностям природных экосистем.

· Сокращение городского загрязнения: установление приоритета для реализации программ и политики по сокращению городского загрязнения, имеющего место в результате неадекватного снабжения водой, несоблюдения условий санитарии и отсутствия канализационных стоков, неудовлетворительного управления сбросом промышленных и местных отходов, включая твердые отходы и загрязнение воздушного бассейна.

· Предотвращение бедствий и восстановление населенных пунктов: предотвращение антропогенных бедствий путем применения адекватных регламентирующих мер с целью избежания или снижения их негативных последствий посредством использования соответствующего планового механизма, ресурсов и реконструкции.

· Поощрение эффективных и экологически безопасных транспортных систем: продвижение эффективных, экологически безопасных, доступных, менее шумных и энергосберегающих транспортных систем и поощрение внедрения пространственных моделей и коммуникационных стратегий.

Центр ООН по населенным пунктам в Российской Федерации (Хабитат), помимо нормотворческой деятельности осуществляет различные международные проекты в различных странах мира. Эти проекты охватывают вопросы управления городами, преодоления бедности, а также вопросы охраны окружающей среды городов. Одним из таких проектов стал проект "Устойчивое развитие населенных пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы" (№ FS-RUS-98-S01), осуществлявшийся на территории Российской Федерации. Проект выполняется с января 1999 г. Основные цели и задачи проекта:

· создание альтернативы массовой автомобилизации населенных пунктов, как основного фактора их устойчивого развития, а также определение базовых условий для внедрения струнной транспортной системы (СТС);

· определение путей апробации СТС с точки зрения ее экономической, экологической и технической составляющих, а также – по условиям комфортности и безопасности движения;

· обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта, определение инвестиционной привлекательности СТС, разработка стратегии, приоритетов и механизмов практической реализации проекта как для России, так и для других стран.

По проекту выполнены следующие работы:

· осуществлен сбор и анализ исходных данных, научных исследований и публикаций, необходимых для исследования возможности применения СТС в южных районах на примере г. Сочи;

· изучен и обобщен опыт работ по созданию транспортной инфраструктуры с использованием высокоскоростного транспорта в городах Японии, Германии, Франции, Испании и других стран;

· проведен международный семинар (г. Сочи, 20-21

Категория: Все о воде | Добавил: hochuchistoyh2o (06.12.2008)
Просмотров: 2181 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020 |