Местные сообщества и концепция устойчивого развития: мыслить – глобально, действовать – локально!
Концепция устойчивого развития (УР) стала популярной после первого «Саммита по проблемам планеты Земля», состоявшегося в Стокгольме в 1972 г., но наибольшее развитие в качестве глобальной стратегии она получила после встречи на высшем уровне в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Начиная с этого момента, международные организации, национальные, региональные и местные правительства и администрации стали предпринимать политические и практические шаги в этом направлении. Спустя 10 лет, в сентябре 2002 г., итоги этой деятельности были подведены в рамках Всемирного Саммита по вопросам Устойчивого Развития (ВСУР) в Йоханнесбурге, ЮАР. Эта третья всемирная встреча на высшем уровне была призвана оценить, насколько идеи УР воспринимаются мировой общественностью, правительствами и корпорациями и каким образом можно сделать развитие человечества более устойчивым.
После Всемирного Саммита в Йоханнесбурге местные администрации призваны разработать свои собственные планы действий, направленные на переход к устойчивому развитию.
В то же время, тысячи сообществ и отдельных людей по всему миру самостоятельно борются за то, чтобы улучшить качество своей жизни и окружающей среды. Многие из них не задумываются о глобальной концепции УР, но интуитивно следуют ее принципам в своем стремлении сохранить и улучшить города и деревни, где они живут, для себя самих и будущих поколений.
Национальные правительства, международные компании и организации имеют определяющее влияние на развитие ситуации, однако для того, чтобы перемены охватили все общество, необходима инициатива, исходящая «снизу». Небольшие общественные организации и локальные группы в этом смысле играют важнейшую роль, так как они имеют возможность реально содействовать местным сообществам.
Как реализовать идеи устойчивого развития на практике? Концепция общественного участия предполагает вовлечение местных сообществ и отдельных жителей в стратегическое планирование развития городов, районов и территорий, в том числе посредством развития социального партнерства, то есть взаимодействия общественных некоммерческих организаций (НКО) и местных администраций.
Демократические преобразования в России, развитие гражданского общества и местного самоуправления, а также приверженность идеям устойчивого развития обусловили необходимость и ознаменовали новые возможности для использования инновационных подходов и методов работы в этой сфере. Согласно «Конвенции по участию общественности в принятии экологически значимых решений», принятой в Орхусе (Дания), важнейшую роль играет то, насколько обычные люди, зачастую сами живущие в непростых условиях, имеют возможность принимать участие в решении существующих проблем.
Недостаточное участие общественности в стратегическом планировании развития территорий может явиться серьезным препятствием для успешной реализации проектов и программ. В то же время многие сообщества и отдельные люди не имеют ни возможности, ни желания участвовать в подготовке и принятии решений. Местные администрации не всегда располагают подходящими методиками и возможностями для вовлечения общественности. Добровольческий сектор, некоммерческие организации (НКО) занимают в этом смысле выгодную позицию «посредников» между официальной властью и местными сообществами. НКО могут эффективно работать как с администрациями, так и с общественными группами для достижения положительных изменений.
Существует большое количество методов организации консультаций с общественностью той или иной территории по тому или иному вопросу. Это различные виды социологических опросов (анкетирование, телефонные опросы, опросы в общественных местах), а также фокус-группы, собрания, конференции и круглые столы, горячие телефонные линии, пейджер, Интернет-технологии. Каждый из перечисленных методов имеет свои сильные и слабые стороны, и в каждом конкретном случае выбор должен быть обусловлен целью проведения консультации и целевой группой. Консультация может проводиться в течение одного-двух дней, или более длительного времени – в зависимости от ее масштаба и задач.
Общественная оценка – один из эффективных способов проведения консультаций с общественностью для изучения мнений по тому или иному вопросу. Основными преимуществами метода являются его прозрачность, демократичность и возможность вовлечения малоактивных групп населения в принятие решений.
Цели проведения общественной оценки и преимущества предлагаемой методики
Цели проведения консультации:
•Исследовать общественное мнение жителей той или иной территории относительно проекта или решения, непосредственно связанного с развитием этой территории;
•Собрать мнения людей, как положительные, так и отрицательные, относительно текущего состояния территории;
•Распространить информацию о планах местной администрации, общественной организации относительно развития территории, существующих вариантах решения проблем и предлагаемых решениях;
•Проинформировать жителей о существующих возможностях для их участия в процессе разработки и реализации планов;
•Развитие партнерских отношений между НКО, общественностью и администрациями различного уровня.
Задачи общественной оценки:
•Подготовить достаточное количество волонтеров, владеющих методикой проведения консультаций с общественностью;
•Подготовить необходимые документы и материалы для проведения опросов;
•Информировать население о проведении опроса;
•Способствовать участию разных половозрастных групп населения, а также жителей различных частей рассматриваемой территории, в том числе обычно малоактивных категорий граждан;
•Подготовить отчет по результатам консультаций, передать в местную администрацию и опубликовать результаты, чтобы они были доступны для общественности и НКО;
•В ходе проведения консультации поддерживать постоянный контакт с администрацией, обеспечить влияние результатов консультации на решения, принимаемые административными органами.
Методика Общественной оценки (ОО) крайне эффективна для работы с местными сообществами по вопросам устойчивого развития, поскольку она…
•позволяет выявить приоритеты жителей конкретного сообщества;
•охватывает людей разных полов, возрастов и социального положения;
•способствует вовлечению людей, которые обычно не участвуют в общественной жизни;
•дает достоверные и прозрачные результаты;
•способствует развитию социаьного партнерства между НКО и местными администрациями;
•подчеркивает взаимосвязь между различными аспектами устойчивого развития.
Результатом проведения общественной оценки обычно является информация о различных аспектах, связанных с развитием территории:
•объективная информация о текущей ситуации, например использовании земли, накоплении отходов, загрязнении среды, переработке мусора;
•социально-экономические аспекты территории, такие как здоровье жителей, обеспеченность работой и т.п.;
•информация о культурных апектах и традициях;
•информация о различных взглядах и отношении к проблеме в зависимости от возраста, пола, уровня доходов;
•имеющиеся ресурсы, взаимосвязи и проблемы внутри сообщества.
Методика консультации
Проведение консультации по методике ОО обычно предполагает два этапа. На первом этапе представители сообщества генерируют мнения и идеи по тому или иному вопросу. Заполняя специальные формы (так называемые H-формы), жители территории или представители целевой группы указывают положительные моменты, отрицательные моменты текущей ситуации и предложения по ее улучшению.
При этом другой тип форм используется для того, чтобы отслеживать равномерность распределения участников опроса по возрастной группе, полу и приближенно указанному месту проживания. Людям предлагается высказаться на улицах, в торговых зонах и т.д. Использование специальных предварительно заготовленных форм позволяет сделать процесс консультации быстрым, наглядным и интересным.
На втором этапе собранные предложения заносятся вместе в единую форму другого типа, так называемую таблицу для голосования, которую удобно демонстрировать людям. Затем жителям того же сообщества предлагается указать их приоритеты, подавая голоса за те предложения, которые они лично считают наиболее важными.
На практике в сетку для голосования попадают не все поступившие предложения, так как их может оказаться очень много. При этом огромное значение имеет правильный выбор критерия, по которому предложения отсеиваются. Авторы, исходя из собственного опыта, считают, что таким критерием не должна являться денежная стоимость реализации того или иного предложения. С другой стороны, могут быть отсеяны предложения, заведомо нереальные с технической точки зрения, а также откровенно несерьезные. При этом, однако, следует быть очень аккуратным, чтобы своим вмешательством не исказить результаты консультации. В том случае, если в первый день поступило очень много разных предложений (например, больше 50), можно ограничить их количество на этапе расстановки приоритетов, включая в сетку для голосования лишь те предложения, которые встречались на первом этапе более одного раза. При этом важно помнить, что иногда идея, пришедшая в голову лишь одному из респондентов в первый день, на этапе расстановки приоритетов получает большое количество голосов. Отслеживание пола, примерного возраста и места жительства участников консультации ведется так же, как и на первом этапе, с целью создания равных возможностей для участия всех групп общества. По окончании процесса приоритезации (голосования), голоса, поданные за каждое предложение, складываются. Их распределение является очень наглядным срезом мнения местного сообщества по вопросу, вынесенному на общественное обсуждение.
Проект Matra 51/05 «Вода. Экология. Здоровье». Консультации с общественностью по проблемам качества питьевого водоснабжения в городе
В ноябре 2005 года Центр экологического обучения и информации и Ассоциация «Акварос» приступили к реализации нового общественно значимого проекта, который получил поддержку Программы «Малые проекты Посольства Королевства Нидерландов» (Matra-KAP).
Проект направлен на публичное обсуждение актуальных проблем, информирование населения о влиянии качества воды на здоровье, развитие диалога между общественностью, властью и бизнесом. Такой диалог необходим, ведь для территорий с неблагоприятной экологической ситуацией вопрос о безопасности и качестве воды является особенно актуальным. А потребителям небезразлично знать, какого качества вода течет у них из-под крана сегодня и каковы здесь перспективы. Интересно также, какую воду в канистрах и бутылях им сегодня предлагают предприниматели и торговля.
В ходе проекта осуществляется изучение мнения потребителей, проведение публичных дискуссий и общественных слушаний по проблемам безопасности и качества питьевой воды. Дискуссия идет и на страницах нового информационного издания «Вода. Экология. Здоровье». Кроме того, в издании публикуются просветительские материалы и мнение специалистов. Как выяснилось, о влиянии качества воды на здоровье большинство людей знает очень мало.
Составив картину общественного мнения, участники проекта планируют подготовить предложения для органов власти и бизнеса по обеспечению качества и безопасности питьевой воды – этого важнейшего для каждого из нас пищевого продукта. По мнению авторов, общественное мнение должно ускорить переход на новые стандарты качества жизни. А это означает, что каждый человек должен получить реальный доступ к чистой и физиологически полноценной питьевой воде.
В ходе проекта «Вода. Экология. Здоровье» методика общественной оценки была применена в Екатеринбурге как часть широкого общественного обсуждения важных социально-экономических и экологических проблем города.
Консультация с общественностью не только позволила получить список приоритетов с точки зрения жителей города, но и информировать горожан о действиях, предпринимаемых городскими властями и общественными организациями для улучшения качества жизни в Екатеринбурге; а также заставила граждан задуматься о том, каким образом они могут внести свой вклад в этот процесс. Кроме того, проект способствует повышению информированности граждан и местных сообществ в вопросах экологии, устойчивого развития, здорового образа жизни.
Результаты консультаций с общественностью, представляют, на наш взгляд, большой интерес не только для жителей Екатеринбурга. Кроме того, они представляют собой практический опыт полномасштабного применения методики и полезную иллюстрацию роли общественной оценки.
Далее приводится краткие отчеты о проведении общественной оценки качества питьевой воды в Екатеринбурге.
Методика общественной оценки была использована в марте – апреле 2006 года. Опрос проводился в четырех районах города – Ленинском, Октябрьском, Кировском и Верх-Исетском. Это позволяет нам говорить о том, что в результате опросов удалось выяснить проблемы, приоритеты и пожелания горожан, характерные для всего города в целом.
Место проведения консультаций было выбрано не случайно – центр Екатеринбурга находится на стыке четырех административных районов, там расположены деловые офисные здания, крупные учебные заведения, развлекательные и культурные учреждения, жилые районы.
В ходе консультации жителям Екатеринбурга задавался вопрос: «Как бы Вы оценили качество воды, которую Вы пьете?». Также горожане указывали из каких источников они получают питьевую воду.
В проведении опросов принимали участие волонтеры ЦЭОИ из числа участников студенческого экологического отряда «Колибри» (студенты УГТУ-УПИ и других вузов города).
Результаты первого дня работы (поступившие предложения)
Количество жителей города, принявших участие в опросе на первом этапе: 1005 человек в возрасте от 16 до 65 лет, при этом соотношение мужчин и женщин среди опрошенных примерно равное (соответственно 49% и 51%).
Общее количество внесенных предложений: 523.
Результаты второго дня работы (итоги голосования по приоритетам)
Количество выставленных на голосование предложений: 40.
Принцип отбора предложений для голосования: более чем двукратное упоминание различными респондентами в первый день.
Количество голосов у каждого опрашиваемого жителя территории на втором этапе опроса: не более 5.
Количество жителей территории, принявших участие в голосовании (на втором этапе опроса): 1002 в возрасте от 16 до 65 лет, при этом соотношение мужчин и женщин среди опрошенных примерно равное (соответственно 52% и 48%).
Далее представлены десять предложений из числа поданных в первый день, которые собрали наибольшее количество голосов на втором этапе.
1. Ремонт и замена трубопроводов;
2. Выделять больше средств и ресурсов на водоочистку;
3. Реконструкция и ввод новых очистных сооружений;
4. Очистка водохранилищ;
5. Улучшить санитарный контроль за качеством воды;
6. Контролировать качество бутылированной питьевой воды на рынке;
7. Сделать бутылированную воду более доступной;
8. Информировать население о качестве питьевой воды;
9. Больше внимания к проблеме качества питьевой воды со стороны администрации;
10. Улучшить экологическую обстановку в целом.
Выводы по результатам консультации
Всего в процессе консультации с общественностью, проводившейся в марте – апреле 2006 года по двухступенчатой методике “общественная оценка”, приняли участие 2007 жителей Екатеринбурга. На первом этапе опроса, охватившем 1005 респондентов, ими было сформулировано и высказано более пятисот идей, мнений и реальных предложений относительно качества и доступности питьевой воды и мер по его улучшению.
В процессе обработки одинаковые по своей сути идеи, поданные в незначительно различающихся формулировках, были объединены, что позволило сформировать список из 73 различных предложений. Затем для голосования на втором этапе консультации были выбраны 40 из них. Для этого список был отсортирован по количеству повторений, а затем его верхняя часть, содержащая предложения, встречающиеся более двух раз, была преобразована в таблицу для голосования. Второй этап работы позволил выявить приоритеты местного сообщества, то есть определить, какие из этих предложений требуют наиболее быстрых и активных действий со стороны администраций различного уровня, местных органов самоуправления и общественных организаций (особенно в реальных условиях недостатка ресурсов для реализации всего списка предложенных идей).
Наибольшую поддержку получили предложения по ремонту и реконструкции существующих систем водопровода, очистке водоемов и контролю за качеством питьевой воды. Очевидно, что эти проблемы для большинства жителей города стоят на первом месте, и поэтому они требуют скорейшего решения. Также высокий приоритет имеют предложения, связанные с развитием рынка альтернативных источников питьевой воды. Особого внимания заслуживает предложение, связанное с созданием системы информирования общественности о качестве питьевой воды. Такая формулировка предложения, повторявшаяся неоднократно, и получившая более 50 голосов на этапе расстановки приоритетов, показывает, что местные жители способны сами не только идентифицировать экологическую проблему, но и анализировать ее причины и указывать пути решения.
Также значительный интерес представляет анализ диапазона оценок состояния питьевого водоснабжения в городе.
Как видно, большинство опрошенных (724 человека или 72%) оценивают качество питьевой воды в городе от плохого до среднего уровня. При этом 12% респондентов абсолютно недовольны состоянием воды, которую они употребляют в пищу. Те же, кто в целом удовлетворен качеством питьевой воды в городе, согласно данным опроса, пользуются альтернативными водопроводу и фильтрам источниками водоснабжения (родниковая, бутылированная вода, или собственные скважины).
Обращает на себя внимание также и то, что довольно большой процент опрошенных (205 человек или 20%) используют для питья и приготовления пищи бутылированную воду.
Заключение
В целом, проведенные в Екатеринбурге консультации с общественностью по проблемам качества питьевой воды оказались весьма продуктивными и не только позволили оценить ситуацию, связанную с водоснабжением жителей города питьевой водой. Горожане в ходе опроса продемонстрировали значительный гражданский потенциал местного сообщества, желание участвовать в улучшении экологической и социальной ситуации в городе. Ими был также выдвинут ряд предложений по изменению к лучшему ситуации с водоснабжением города.
В ходе дальнейшей реализации проекта «Вода. Экология. Здоровье» все предложения, выдвинутые жителями Екатеринбурга, будут переданы в Администрацию города. Также они будут обсуждены в ходе информационных семинаров для местного сообщества и общественных слушаний по качеству питьевой воды и развитию рынка альтернативных источников водоснабжения, которые пройдут в Екатеринбурге. Более того, результаты консультаций с общественностью станут одной из основ создания в нашем городе общественного совета по этой серьезной проблеме, в рамках которого представители общественных организаций и местного сообщества совместно с Администрацией Екатеринбурга будут обсуждать и решать насущные вопросы водоснабжения и водопотребления в нашем городе.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
Источник: http://www.ceti.ur.ru